Коллеги из ряда украинских СМИ подготовили статьи, демонстрирующие и развенчающие работу российской пропаганды РФ. Новая подборка в цикле материалов, подготовленных с помощью сервисов LETSDATA и Attack Index, касается фейков об отступлении войск РФ из Херсона и сопровождающих ее проблем в информационной политике.
Потеря Херсона: как это могло произойти? Новые вызовы для российской пропаганды
Сейчас, после освобождения города Херсона от российских захватчиков, самое время поговорить о том, какие нарративы российская пресса будет предлагать россиянам в будущем, ведь для многих из них большой вопрос – как так могло произойти, что еще в конце сентября Кремль «принял» Херсонскую область к состава РФ, а уже в ноябре потерял контроль над этим областным центром южной Украины.
Этими событиями одним махом рушится и миф о «победной русской армии», и миф о том, что «Херсон – это удельно русский город», и миф о том, что «ВСУ способны освобождать лишь небольшие деревни и городки, не умея воевать на большие города». Поэтому российская пропагандистская машина будет реагировать на эти информационные вызовы.
Кроме херсонской темы есть и ряд других вызовов для информационных стратегов Кремля. Российские пропагандисты уже начали систему работу по отрицанию преступлений, совершенных российской армией на территории Киевской области, в частности в Буче, а также в других украинских населенных пунктах. Кроме этого, Кремль хотел бы показать, что Киев отказывается договариваться об окончании войны по дипломатическому пути, ведь украинское правительство является «неонацистским режимом», принципиально неготовым для компромиссов.
Попробовать спрогнозировать, какие мифы, нарративы, месседжи могла бы запустить российская пропагандистская машина в будущем. Ведь лучше предупредить появление этих фейковых нарративов, чем тратить время и усилия, чтобы их опровергнуть. Для этой работы использован аналитический продукт Attack Index, подготовленный группой Index Systems на базе сервиса мониторинга и автоматизированного определения информационных угроз attackindex.com.
1. Фейки о преступлениях ВСУ
Российские пропагандисты, вероятно, начнут рассказывать, что ВСУ также совершают военные преступления против мирного населения, как это делает российская армия. Нарратив может быть построен вокруг такого момента в операциях по освобождению оккупированных городов, как первоначальная стабилизация. Как мы знаем, заходя в деоккупированный город, украинские военные сразу начинают работу по стабилизации ситуации в городе, а одним из алгоритмов стабилизационного периода является поиск и арест коллаборантов. Российская пропаганда именно в этот момент и может подать как «издевательство над гражданским населением», «издевательство над собственным населением». Чтобы избежать этих манипуляций, следует в международной коммуникации подчеркивать, что ВСУ ведут войну цивилизованным, правовым способом, заботясь о правах мирного населения и защищая его в соответствии с Конституцией и законами Украины.
2. «Украинская армия – это армия мясников»
Следует ожидать, что российская машина пропаганды обвинит ВСУ в том, что украинская армия не дает уйти российским военным, когда те отступают. И вот, мол, «украинская армия – это армия мясников», попытается заявить пропаганда РФ. В этом нарративе важно то, что на самом деле Минобороны РФ может обратиться с официальной нотой в командование ВСУ и попросить о так называемом «зеленом коридоре», если он нужен. В случае достижения такой договоренности, российская армия сможет отступить, скажем, из Крыма или Луганска. Если же договоренности о «зеленом коридоре» не достичь, то здесь командование ВСУ имеет право действовать по своему усмотрению. Впрочем, для ВСУ уничтожение живой силы противника – это не цель, а способ достижения цели. Целью же ВСУ в нынешней войне является освобождение украинских территорий.
3. Нарративы в освещении международной политики
Следует ожидать, что российская пропаганда попытается создать и предложить россиянам, а также зарубежной аудитории образ Украины, где всем руководят военные, действуют военные порядки и правила, а гражданскому населению жить в таких условиях трудно и некомфортно. Кроме этого, российская пропаганда вновь оживит нарратив о том, что «Украина перенасыщена западным оружием», а в этом – ее главный «грех». Как будто из мирной, демократической страны Украина превратилась в «полигон для экспериментов НАТО». Российская дипломатия всеми силами пыталась ослабить военно-политическое сотрудничество Украины с западными демократиями, а когда ей это не удалось, это направление работы передали кремлевским пропагандистам.
4. Крым
С приближением войск ВСУ к территории Крыма, российская пропаганда, вероятно, попытается перевести разговор о Крыме в историческую плоскость. Мы помним, что накануне войны и Владимир Путин, и его советник Владислав Сурков выступали со статьями на исторические, мировоззренческие темы, в которых объясняли свое помешанное понимание Украины и ее национальной истории. Теперь же Кремль попытается с помощью исторических аргументов навязать прежде всего международной аудитории мнение о том, что Крым – это исторически российская территория, а местные жители считают себя россиянами. Это будет делаться в расчете на то, что все российские граждане, которых власти РФ завозили на территорию Крымского полуострова с 2014 года, тоже будут выступать с поддержкой подобного нарратива в социальных сетях. Украинский аргумент в ответ на этот нарратив может быть наступление