Азовский конфликт и военное положение


С помощью системы Infostream и специально разработанной рубрикации по различным областям мы делимся темами, которые ставят на повестку дня украинские медиа. Результаты предоставлены за неделю 22-29 ноября 2018 г.  Топовые темы можно увидеть в таблице ниже. На этой неделе практически все тематические блоки так или иначе затрагивают ввод военного положения, так как оно касается всех сфер жизнедеятельности украинцев.

После открытой атаки украинских суден в Азовском море и их дальнейшего захвата 25 ноября остальные темы нашего информационного пространства отошли на второй план. И вторая главная тема – последующее введение военного положения в 10 областях страны. В рамках мониторинга этой недели была исследована эскалация военного конфликта на море, а также предшествующие ей информационные кампании агрессора.

Открытая агрессия РФ на грани с пиратством стала кульминацией судоходного конфликта. Так, об этом написало даже всемирно известно британское издание The Economist: «Атака стала кульминацией растущего давления России на Украину в течение последних шести месяцев. Сначала Россия аннексировала Крым в 2014 году, теперь ограничивает доступ к восточным украинским портам в Черном море, а оттуда в Средиземное море и остальной мир». 16 мая Россия открыла Керченский мост, который слишком низкий для того, чтобы крупные корабли могли пройти. ВМФ России также перебросил пять кораблей из Каспийского моря в Азовское. С тех пор российская береговая охрана блокировала проход десяткам украинских и иностранных судов более 140 раз в период с мая по август. Соглашение от 2003 года между Украиной и Россией предусматривает сотрудничество в использовании Азовского моря и Керченского пролива. Сейчас же Россия контролирует обе части пролива. Сразу после атаки 25 ноября россияне заблокировали Керченский пролив танкером.

Реакция международной общественности была разной, но большинство стран Европы, а также США, выступили в поддержку Украины. Первыми с заявлениям выступили страны Балтики (Литва, Латвия, Эстония), Польша и Румыния, в следующие дни к ним присоединилась Чехия, Германия, Франция, Великобритания, Словения, Испания, Исландия, Люксембург, Голландия, Канада. Также украинский вопрос рассматривался НАТО, ОБСЕ, ООН. Часть стран высказала нейтральную позицию, а в поддержку РФ прямо не высказалось ни одно государство. Отметим, что 27 ноября МИД Украины собрал иностранных послов по поводу нападения России на Азове. Им «по минутам» доказали, что русские атаковали украинские военные корабли без всяких на то оснований, поскольку украинские моряки сознательно делали все, чтобы их не обвинили в провокации.

Для мониторинга информационных волн в системе Attack Index были использованы такие ключевые слова – «Азовское море» и «украинские корабли». Индекс атаки при ограничении поиска разными периодами и странами неизменен – 6 (довольно высокий и свидетельствует о наличии искусственного вмешательства в инфопотоки).

Графики с ограничениями по медиа России з разные периоды неизменно демонстрируют наличие спланированных информационных операций. Например, график за август-ноябрь 2018 года показывает две точки очевидного вмешательства в инфопоток – 23 октября и 25 ноября.

Рис. 1

 

Первая дата характеризуется наличием двух главных новостей, связанных с Азовским морем, которые были довольно громким «тревожным звоночком». Одна из них связана с заявлением главы евродипломатии Федерики Могерини на пленарной сессии Европарламента о «милитаризации Азовского моря», которая угрожает безопасности стран Европы, а также ее осуждением строительства Крымского моста, который препятствует свободному судоходству. Вторая новость – о продаже конфискованного российского судна «Норд», который весной задержали пограничники в связи с незаконным выловом рыбы. Пиковая точка волны, которая началась 23 октября, приходится на 25 октября, когда была принята резолюция Европарламента по Азовскому морю. в которой звучало предупреждение для РФ, что в случае усугубления конфликта против нее будут введены новые санкции. В ответ на нее в Азовское море были дополнительно введены два российских военных судна.

Среди топ-20 источников новостей в Рунете не так уж много официальных – ТАСС, Федеральное агентство новостей, Эхо Москвы и Рамблер (рис. 2). Большинство источников – либо открытые платформы для публикации («Конт»), либо сайты с красноречивыми названиями типа «Новоросинформ», «Антимайдан». Еще одно крайне любопытное издание, созданное в середине 2014 года с очевидными целями, «Украина.РУ» лидирует в паутине связей между медиа – на него ссылаются больше всего (рис. 3).

Рис. 2

Рис. 3

Также система Attack Index определила, что 3 из 3 представленных всплесков совпадают с шаблоном информационной операции на исследуемом периоде: 21 сентября, 20 октября и 21 ноября (рис. 4). Самый большой всплеск спровоцировала новость о том, что глава украинского МИД Павел Климкин во время Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке планирует обсуждать ситуацию в Азовском море (рис. 4).

Рис. 4

Мониторинг информационной картины с использованием тех же ключевых слов, но в период с января по ноябрь 2018 года, кроме идентичных с предыдущим графиком всплесков и отклонений показывает искусственное вмешательство в инфопоток в начале апреля, в связи с задержанием вышеупомянутого судна «Норд» и его последующего ареста (рис. 5). В российских новостях звучали фразы об «агрессии украинских пограничников» и «намерении задерживать все выходящие из Крыма суда». Также абсурдного содержания новости появились в середине июля, например, под заголовком «На Украине предложили заминировать Азовское море».

Рис. 5

Топ-20 источников новостей, к слову, идентичен размещенному выше – несколько официальных изданий разбавляет более десятка очевидно созданных для «вбросов» в инфопространство. А вот в паутине связей видно интересное отличие – больше всего ссылок в этот период было на «Конт», так называемую «платформу для социальной журналистики», где любой желающий может размещать свои публикации, а якобы лучшие из них (конечно же, на острополитические темы и нужной тональности) попадают в топ рейтинга. Таким образом довольно легко создается видимость «общественного мнения» и «независимости мыслей экспертов».

Рис. 6

Что касается графиков информопераций, он демонстрирует довольно много резких всплесков. Самый высокий (даже выше ноябрьского) припадает на 29 марта, на следующий день после задержания судна «Норд», перед всплеском 4 апреля. Кроме того, довольно высокую интенсивность можно увидеть 1 июня и 6 августа (вторая даже сопоставима с ноябрьской). С чем же они связаны? В публикациях по первой дате лидирует «Антимайдан» с сообщением о том, что «Азовское море превращается во внутреннее море РФ», и дальнейшее развитие темы к 6 июня достигает апогея с заголовками наподобие «Украинские власти признали превосходство России на Азовском море».

6 августа в инфопространстве появился ряд новостей о том, что РФ блокирует украинские порты, но главная новость звучит как «России закроют выход в море» якобы о том, что Украина обратится в НАТО для перекрытия Босфора и Дарданеллы.

Рис. 7

Еще один график был построен с теми же ключевыми словами и локализацией, но с января 2017 года по ноябрь 2018 года.

Рис. 8

За 2017 год наибольший всплеск наблюдаем 14 сентября. Инфоповод для этого оказался довольно странным – углубление дна Азовского моря. Причем домыслы по этому поводу оказались еще более странным – якобы делается это для прохождения флота НАТО. Стоит отметить, что в украинской прессе практически никаких упоминаний об этом решении нет. Зато в российских СМИ история с углублением дна довольно популярна: об этом сообщают РБК, «Пятый канал», «Звезда», «Труд» и многие другие. Причем новость поспешили продемонстрировать в насмешливом ракурсе, например, «В Сети высмеяли желание Украины углубить Азовское море» и много подобных. Единственное российское медиа, которое удосужилось выяснить, что имеется в виду под «углублением» – ТАСС.

Что же стало поводом для такого внезапного всплеска? Всего лишь информационное сообщение на городском портале Мариуполя: «Кабинет Министров Украины поддержал решение о перемещении из акватории Черного моря в акваторию Азовского моря земснаряда «Меотида» и ледокола «Капитан Белоусов». <…> В акватории Мариупольского и Бердянского портов пройдут работы по дноуглублению». в его материале замдиректора Морского гидрофизического института РАН Антон Георга-Копулос объясняет: привлеченные Украиной суда позволяют проводить работы только в прибрежной зоне, поэтому говорить об углублении Азовского моря некорректно.

Собственно, волна, свидетельствующая о наличии информационной операции, попадает как раз в период этого инфоповода (рис. 9).

 

Рис. 9

И еще один график с ключевыми словами «Азовское море» и «украинские корабли» был построен с помощью Attack Index с тем же временным ограничением (январь 2017 – ноябрь 2018), но уже по кириллическим сайтам всех стран. От российского из предыдущего запроса он отличается практически отсутствием ярко выраженных всплесков в 2017 году и гораздо меньшей интенсивностью волны в апреле 2018 года (рис. 10), связанной с арестом судна «Норд».

Рис. 10

Отметим, что за весь период в источниках лидируют украинские новостные ресурсы (рис. 11).

Рис. 11

Система также определила, что за заданный период именно апрельские инфоволны наиболее вероятно совпадает с шаблоном информационной операции (рис. 12). Сюжет под названием «Крымское судно «Норд» арестовано украинским судом» имеет 1141 распространителя, среди которых – ни одного крупного издания или информагентства, зато есть такие: «Телеканал Звезда», «Век.ру», «Антикор.com.ua», «Южная правда», «Народный Корреспондент», «Ведомости», «X-True.info», уже упомянутые ранее «Конт», «ПравдоРУБ», «E-Gorlovka.com.ua».

 

Рис. 12

Рис. 13

Как видим, Азовский конфликт – это не событие одного дня. Информационные атаки российской стороны случались с периодичностью примерно полгода, при этом тема полностью не затухала, достигнув своего апогея в октябре этого года, когда в водах Азовского моря возникли систематические проблемы с прохождением транспорта. Напоследок предлагаем прогностический график Attack Index (рис. 13). Значения коэффициента Херста на нынешний период колеблется между 0,9 и 0,95, а чем ближе значение к 1 – тем более стабилен процесс. Соответственно, коэффициент демонстрирует стабильность для растущего инфотрафика, а скачки соответствуют хаосу форс-мажора с последующим выравниванием нового информационного процесса.